История моды: Мода и искусство – взгляд в прошлое

Всем вестимо, что мода формируется из различных источников, она берёт свое предисловие не только в дизайнерских салонах, но и на улицах. На моду влияют политика, общественные данные жизни и много чего ещё – каждого не перечислишь. Но один из основных источников, формирующих моду наравне с дизайнерами – это искусство (фотография, живопись, скульптура, кинематограф, зодчество). Искусство оказывает крупное могущество на эстетическую культуру эры, вкусы людей, их чувство красивого.

Предлагаю вам взглянуть, как искусство прошлых лет находит отражение в нынешней моде.

Сторонник сюрреализма и дадаизма Ман Рэй имел личный взор на моду и красоту. Он прославился, как одаренный художник, фотограф и кинорежиссёр. Ман Рэй непрерывно экспериментировал с фотоизображениями. Одной из самых вестимых его работ является фотография «Le Violon d’Ingres» (в переводе – скрипка Энгра). Вдохновлённый картиной «Огромная купальщица» (в некоторых источниках «Огромная одалиска») Жана Огюста Доминика Энгра, Ман Рэй сфотографировал Алису Эрнестину Прен, больше знаменитую, как Кики с Монпарнаса (французская артистка, певица, натурщица), делая ударение на сходстве женского тела с корпусом скрипки.
Для своей коллекции осень-зима 2011-2012 эпатажный французский дизайнер Жан Шарль де Кастельбажак применял известный контур Ман Рэя в качестве принта на платье.

1. Le Violon d’Ingres by Man Ray, 1924
2. Jean Charles de Castelbajac, FW 2011-2012

«The Great Wave off Kanagawa» (в переводе – Великая волна с Канагава) Кацусика Хокусая (японский художник, гравёр, иллюстратор) является одной из особенно вестимых в Японии гравюр периода Эдо (время правления клана Токугава). Гравюра на дереве изображает большую волну, возвышающуюся над казалось бы незначительной горой Фудзи, которая обычно представлялась, как композиционный центр.
Темой показа Christian Dior Spring 2007 couture стал японизм (отмечавшееся в европейском искусстве могущество Японии). Вдохновлённый делом Пинкертона с Чио-Чио-сан (из оперы «Мадам Баттерфляй», дизайнер модного дома Christian Dior Джон Гальяно изобразил известный принт на подоле белого платья из коллекции.

1. The Great Wave off Kanagawa by Katsushika Hokusai, 1830-32.
2. John Galliano for Christian Dior, Spring 2007 Couture

Известный дизайнер первой половины XX столетия Йозеф Эмануэль Маргольд был учеником австрийского зодчего Йозефа Хоффмана, одного из основателей венского сецессиона — вестника функционализма. Маргольд работал с керамикой, пробовал себя в роли художника, дизайнера интерьеров, зодчего, дизайнера ювелирных украшений. Но крупнейшую популярность ему принесла действие в «Венских мастерских» (объединение архитекторов, художников, ремесленников и бизнесменов, основанное в Вене в 1903 г.). Вышивка Йозефа Эмануэля Маргольда 1907 года символизирует эстетику «Венских мастерских» — крутой отход от модерна, храбрые геометрические формы, архитектурная эклектика.
В коллекции Emilio Pucci осень-зима 2013-2014 модельер Питер Дундас продемонстрировал подлинные принты, в которых чётко прослеживается сходство с эстетикой «Венских мастерских».

1. Emanuel Josef Margold, Wiener Werkstätte textile, 1907
2. Emilio Pucci, FW 2013

Робер Кампен – один из эпохальных фламандских живописцев. Его самые признанные картины – «Мадонна с Младенцем» (находится в Национальной галерее Лондона) и «Алтарь Мероде» (находится в нью-йоркском Музее Метрополитен).
Но британского дизайнера Александра МакКуина вдохновил фрагмент картины Кампена «Раскаявшийся бандит на кресте». Это фрагмент Маккуин применял в своей коллекции осень-зима 1997-1998, именовавшейся «It’s A Jungle Out There». Он вначале нанёс принт на ткань, после этого разрезал его и скроил жакет в лоскутной технике пэчворк.

1. The Thief to the Left of Christ by Robert Campin, 1430
2. Alexander McQueen, FW 1997

Кринолин и турнюр, либо, как их ещё называют, улучшители фигуры, пережили две волны популярности в 19-ом веке. 1-й «кринолинный» период колебался с конца 1860-х и 1870-е гг. 2-й состоялся через десять лет в 1880 году. Железная клетка с турнюром носилась под платьем для создания объёма и поддержки для бесчисленных оборок, бантов, и слоёв ткани, которые располагались в задней части модных в 19-ом веке платьев.
Дизайнер Жан-Поль Готье, тот, что зачастую использует элементы исторических костюмов в своих коллекциях, для своей коллекции осень-зима 2008-2009 couture сотворил свадебный головной убор, напоминающий кринолин с турнюром. Этим он попытался связать моду викторианской эры с нынешней свадебной культурой, которая также берёт свои корни в 19-ом веке.

1. English Bustle1868, Victoria and Albert Museum
2. Jean Paul Gaultier Bustle Headdress, FW 2008 couture

Семья Филлипс (папа и сын) выпускает графику, которая ассоциируется со скейт- и сёрф-культурой Южной Калифорнии с 60-х гг. и по сей день. Их дизайн украшает огромную часть продукции, продаваемой Santa Cruz Skateboards.
Вскоре позже показа Jeremy Scott осень-зима 2013-2014 на дизайнера марки посыпался большой шквал критик из-за того, что принты в коллекции были всецело одинаковы блестящим гротескным рисункам калифорнийской скейт-компании Santa Cruz Skateboards. Джереми Скотт обвинили в плагиате из-за несанкционированного применения работ семьи Филлипс для Santa Cruz в своей коллекции.

1. Phillips design for Santa Cruz Skateboards
2. Jeremy Scott, FW 2013

В качестве одного из трёх основателей Содружества Прерафаэлитов живописец Джон Эверетт Милле сделал несколько самых вестимых образов прерафаэлитов – «Христос в родительском доме» и «Офелия». Но и менее вестимые картины Милле отличаются роскошным колоритом и мастерством исполнения, исключительно портреты, которые пользуются у любителей живописи крупной популярностью.
Одну из портретных картин Милле «Подружка невесты» применял дизайнер Jean-Charles De Castelbajac в качестве принта в своей коллекции осень- зима 2013-3014. Лица девушки не видно из-за большого чёрного креста.

1. The Bridesmaid by John Everett Millais, 1851
2. Jean-Charles De Castelbajac, FW 2013

Находящийся в сицилийской глубинке Палермо, кафедральный храм Монреале считается одной из самых огромных сохранившихся памяток нормандской архитектуры в мире. Интерьер храма гордится роскошными мозаиками на стенах.
Дизайнерский дуэт Dolce & Gabbana зачастую черпает воодушевление с острова Сицилия. Дизайнеры уплатили подать уважения великолепию храма, включив в свою коллекцию осень-зима 2013-2014 одежду с изображением сицилийского короля Вильгельма II, сделавшего храм в честь Девы Марии.

1. Mosaic from the Monreale Cathedral in Sicily, 1170
2. Dolce and Gabbana, FW 2013

Платья из дебютного показа Кристиана Диора в 1947 году отличались контуром «песочные часы», свободной юбкой длиною чуть выше лодыжки и отрезной талией. Данный жанр – предшественник известного New Look – стал визитной карточкой модного дома Dior, в дополнение к ассиметричным элементам дизайна, декоративным, а не функциональным кнопкам и ломаной клетке, называемой «гусиная лапка».
Новоназначенный креативный директор Christian Dior Раф Симонс продолжает творить, оглядываясь назад – в прошлое дома Dior. В своей коллекции осень-зима 2013-2014 Симонс применял ломаную клетку, которая была отличительной чертой диоровского текстиля сначала пути.

1. Houndstooth Dinner Dress by Christian Dior, 1951
2. Houdstooth dress by Raf Simmons for Christian Dior, 2013

Красота Пенелопы Три описывается, как потусторонняя, сама она назвалась свою наружность как-то чужеродной. Пенелопа была прототипом «девчонки-веточки» Твигги. Огромные глаза и мальчишеская стройность сделали её иконой жанра конца 60-х годов. С Пенелопой сотрудничали самые знаменитые фотографы того времени. Один из них – Ричард Аведон – запечатлел Пенелопу в платье Pierre Cardin в 1968 году.
Знаменитый фотограф современности Питер Линдберг решил воссоздать мифический образ Пенелопы, предпочтя для этой роли модель Жизель Бюндхен в платье Giorgio Armani и ожерелье Roberto Cavalli. Фотография Жизель была помещена в журнале Harper’s Bazaar в 2009 году.

1. Penelope Tree by Richard Avedon, 1967
2. Gisele Bündchen by Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar April, 2009

Легендарного модного редактора Harper’s Bazaar, основного редактора Vogue, куратора Университета костюма – Диану Вриланд – зачастую называют императрицей моды. Могущество Вриланд на модную индустрию неизмеримо. Именно она ответственна за первое происхождение девушек в бикини в модных фотосессиях, именно ей обязана своей сверкающей карьерой знаменитый модный фотограф Луиза Даль-Вульф. Диана поспособствовала движению в модной индустрии многих знаменитостей, представив их в роли моделей для журналов, в их числе – известная артистка Лорен Бэколл.
В рамках празднования карьеры госпожи Вриланд артистка Сара Джессика Паркер перевоплотилась в модного редактора на фотографии Питера Линдберга для журнала Harper’s Bazaar в 2009 году.

1. Diana Vreeland by Louise Dahl-Wolfe, 1942
2. Sarah Jessica Parker by Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar March, 2009

Знаменитый декоратор в компаниях Bonwit Teller и Tiffany & Co, фотограф Gene Moore также снимал для журнала Vogue в 1953 году.
Фотографию Мура 1953 года, на которой запечатлена девица, притягивающая мужчину магнитом, воссоздал Tim Walker в 2008 году в журнале Vogue UK. Tim Walker зачастую воспроизводит знаменитые фотографии, добавляя свою подпись подлинного жанра в всеобщую композицию. В этой версии женщина притягивает большим магнитом не только мужчину, но и другие металлические предметы.

1. Gene Moore, 1953
2. Tim Walker, Vogue UK December, 2008

Фотограф Мелвин Сокольский теснее в 25 лет продемонстрировал общественности свои самые знаменитые фотографии из фотосессии «Bubble» для журнала «Harper’s Bazaar». На этих чёрно-белых кадрах модели плывут в прозрачных шарах над улицами Парижа. В 1963 году, когда никто ещё не знал о фотошопе, это была невообразимая инновация и сенсация, никто раньше такого не делал. Глядя на сюрреалистические фантастические работы фотографа Мелвина Сокольского, испытываешь восхищение от игры с пропорциями.
В 1963 году Мелвин сделал серию фотографий с моделью Iris Bianchi для журнала Harper’s Bazaar. Модель запечатлена на громадном стуле. 47 лет через фотограф Марк Селиджер сделал фото артистки Деми Мур, использовав идею своего предшественника.

1. Melvin Sokolsky, Harper’s Bazaar 1963
2. Mark Seliger, Harper’s Bazaar April, 2010

Эстетика творчества художника Амедео Модильяни выражается в некой отвлечённости субъектов на картинах, лица у них, как маски. Такой жанр родился у Модильяни под влиянием его пристрастия африканской скульптурой, её грубо-примитивными, но колоритными формами и удлинённой линией контура. В 1919 году Модильяни нарисовал портрет польки Лунии Чеховской, картина получила наименование «Женщина с веером». Два года назад это произведение было украдено из Музея современного искусства в Париже.
Знаменитый фотограф Питер Линдберг, вдохновившись этой картиной Модильяни, в 2008 году снял артистку Джулианну Мур для журнала Harper’s Bazaar.

1. Woman with a Fan (Lunia Czechowska) by Amedeo Modigliani, 1919
2. Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar June, 2008

Американский живописец Джеймс Эббот Макнил Уистлер написал «Композицию в сером и чёрном №1», больше знаменитую, как «Мать Уистлера» в 1871 году. Картина была представлена на экспозиции в Лондонской академии искусств в 1872 году, но была отклонена Академией. Триумф к ней пришёл лишь 19 лет через, когда картину купили для Musée du Luxembourg в Париже в 1891 году.
Сегодня картина «Мать Уистлера» служит символом материнства и семейных ценностей, на неё зачастую ссылаются в поп-культуре. Для рекламной кампании Christian Louboutin осень-зима 2011-2012 фотограф Питер Липпман воссоздал несколько особенно исторически знаменитых произведений искусства, среди которых и «Мать Уистлера», которая держит в руках обувь с мифической красной подошвой.

1. James Abbott McNeill Whistler, Whistler’s Mother, 1871
2. Peter Lippmann for Christian Louboutin, 2011

Читайте также продолжение цикла статей «Мода и искусство: взор в прошлое» Часть 2 и Часть 3.

Оставить комментарий